
Эта страница для вас, если ваш малыш:
· никак не хочет говорить;
· имеет проблемы в речевом развитии;
· неправильно произносит некоторые звуки.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…
но бесконечное множество понятий,
воззрений на предметы, множество мыслей,
чувств, художественных образов, логику и философию языка –
усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.
Таков этот великий народный педагог – родное слово.
К.Д. Ушинский
Причины речевых нарушений.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Кому нужен логопед?
Ваш малыш уже вырос из пеленок, и пришло время определять его в детский сад. Чтобы попасть в группу, вы непременно отправитесь в поликлинику, чтобы получить заключение о состоянии здоровья своего чада ряда специалистов, и вот здесь вы впервые познакомитесь с логопедом. Что вы знаете о работе логопеда? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма: « Я – ягопед. Испьявьяю фефекты фикции». А ведь работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков.
Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).
Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.
Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.
К пяти годам:
- Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.
- Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.
- Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».
- Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», « Коля достал мяч из-под лавки».
- Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».
Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов.
Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук), (казета-газета), (чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.
Поэтому, дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. И если вы, прочитав эту статью, задумались и все же решились обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь вам и вашему ребенку.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);
· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
· Веселые рифмовки (звуки С, З,Ц)
· Веселые рифмовки (звуки Ш, Ж, Ч, Щ)
· Звукотаблица Звук Рь
· Звукотаблица Звуки С, З, Ц
· Игры и упражнения Звук Р
· Изолированный Звук Р. Дорожка
· Картотека заданий для автоматизации звука Р
· Картотека заданий для автоматизации звуков в картинках
· Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц
· Картотека картинок для автоматизации звуков С, З, Ц
· Карточки по автоматизации звуков
· Логопедка Звуки Л и Ль
· Логопедка Звуки Р и Рь
· Различаем звуки Р и Л
· Судоку Звук Ш в конце слова
· Судоку Звук Ш в начале слова
· Судоку Звук Ш в середине слова
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
· Буква М
· Дифференциация З-Ж
· Дифференциация И-Ы в предложениях
· Дифференциация О-У Пчелка
· Какие буквы спрятались
· Картотека игр на развитие фонематического слуха
· Обучение грамоте Звук и буква К
· Обучение грамоте Звук и буква О
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
· Автоматизация Р в словах Рычим с тигренком
· Артикуляционная гимнастика для звука Р Мышь идет за грибами
· Обучение грамоте Звук и буква М
· Обучение грамоте Звук и буква У
ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА
· Весенние стихи Мнемотаблицы
· День Победы
· Дом и его части (презентация)
· Домашние задания по лексическим темам
· Домашние птицы (презентация)
· Картотека дидактических игр на активизацию словаря
· Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи
· Картотека игр по речевому развитию
· Картотека домашних заданий по лексическим темам
· Мебель (презентация)
· Опорные картинки для пересказа текста
· Посуда (презентация)
· Профессии (презентация)
· Путешествие в космос (презентация)
· Учимся пересказывать
· Учимся рассказывать о временах года
· Транспорт (презентация)
МОТОРИКА
· Артикуляционная гимнастика
· Графические диктанты Животные жарких стран
· Графические диктанты Птицы
· Картотека пальчиковых игр
· Картотека логоритмических игр и упражнений
· Комплекс игр по сенсомоторному развитию
· Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением
· Комплекс нейропсхологических коррекционных игр и упражнений
· Комплекс упражнений для звуков Ш-Ж
· Комплекс упражнений для растягивания уздечки
· Лабиринты для детей
· Мозжечковая стимуляция
· Нейрокоррекция – упражнения
· Пальчиковые игры для детей с ОВЗ
· Придумай и дорисуй
· Проходим лабиринты
· Упражнения для пальчиков Гномы
· Упражнения для развития у детей речевого дыхания
· Упражнения для растяжки короткой уздечки
РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ
· Альбом на переключение Слоговая структура слова I типа
· Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми
· Картотека работы с алаликами Повторение речи
· Картотека работы с алаликами Понимание речи
· Картотека игр для детей с РАС
· Комплекс занятий с неговорящими детьми
· Неговорящий ребенок Инструкция к применению
· Особенности детей с сенсорной алалией
· Рекомендации по работе с детьми с РАС
· Читать раньше, чем говорить
· Таблица лепетных слов
· Учимся говорить фразами
· Фразовый конструктор
ЛОГОРИТМИКА
В коррекционно - развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка.
Логоритмика - система музыкально - двигательных, рече - двигательных и музыкально речевых игр и упражнений.
Известно, что ребенок развивается в движении. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс.
Понятие логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.
