Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 493

г. Екатеринбург

Логопедический калейдоскоп (учитель - логопед Цикунова О.Н.)

 

 

         Эта страница для вас, если ваш малыш:

·      никак не хочет говорить;

                     ·      имеет проблемы в речевом развитии;

                               ·      неправильно произносит некоторые звуки.

 


 

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова…

но бесконечное множество понятий,

воззрений на предметы, множество мыслей,

чувств, художественных образов, логику и философию языка –

усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения.

Таков этот великий народный педагог – родное слово.

К.Д. Ушинский

 

Причины речевых нарушений.

   Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

   У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.

Кому нужен логопед? 

   Ваш малыш уже вырос из пеленок, и пришло время определять его в детский сад. Чтобы попасть в группу, вы непременно отправитесь в поликлинику, чтобы получить заключение о состоянии здоровья своего чада ряда специалистов, и вот здесь вы впервые познакомитесь с логопедом. Что вы знаете о работе логопеда? Наверняка многие из вас сразу вспомнят кадры старого советского фильма: « Я – ягопед. Испьявьяю фефекты фикции». А ведь работа логопеда намного шире и многограннее, чем исправление звуков.

   Как правило, родители трехлеток не озабочены речью ребенка: «Он еще маленький. Вырастет – научится». Немногие родители знают, что ребенок в 3 года, при нормальном развитии, ежемесячно пополняет свой словарный запас на 100 слов! Вас должно насторожить, если ваш кроха не составляет из накопленных слов предложений. Если в его речи мало глаголов и определений. Проверить это просто, предложите малышу ответить: «Что умеет делать мама?» При нормальном речевом развитии ребенок выдает: возраст плюс два слова. Например, если ребенку три года, он произносит пять глаголов (3+2).

   Поводом обращения к логопеду в три года может служить и то, что во время речи кончик языка высовывается между зубами. Если малыш в три года неправильно произносит слова – это нормально, так как в это время идет формирование звукового строя речи и ребенок пробует разные варианты произношения. Малыш может изменять сложные слова до неузнаваемости. Однако следите, чтобы слово всегда сохраняло свой контур (количество слогов и ударения), ведь основа слова – гласные звуки.

  Но если ребенок и к пяти годам так и не научился говорить слова и звуки, необходимо обратиться к логопеду.

      К пяти годам:

  • Ребенок должен согласовывать слова в роде и числе: красное платье, красная ягода, красный флаг, красные знамена; а к шести годам и в падеже: нет желтых листьев, из синего автобуса, в сером сарафане.
  • Ребенок должен уметь образовывать и видоизменять слова: бег, бежал, убежал, прибежал, пробежка.
  • Составлять предложения простые и сложные: «Мама утюгом гладит папину рубашку», «Когда кончится дождь, мы пойдем гулять».
  • Правильно пользоваться предлогами, не путая их. Примеры: «Зайчик выглянул из-за куста», « Коля достал мяч из-под лавки».
  • Четко знать: «право – лево», «вчера- сегодня- завтра».

   Еще одним показателем успешного овладения речью может считаться развитый фонематический слух и элементарный звуковой анализ слов.

   Фонематический слух – это различение фонем: частичек слова, имеющих смысловое содержание. Нарушение фонематического восприятия приводит к нарушению звуков и заменам в устной речи, а в школе заменам букв на письме: (зук-жук), (казета-газета), (чаши-часы). Развитие фонематического слуха – это тоже одна из составляющих работы логопеда.  

Поэтому, дорогие родители, помните, что вы в ответе за будущие успехи вашего малыша. И если вы, прочитав эту статью, задумались и все же решились обратиться к логопеду, то мы всегда рады помочь вам и вашему ребенку.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА

РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

 

   Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

· посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);

· в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. ( например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);

· обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы — глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);

· привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);

· совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

 

 

 

                                                                                       ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  

·       Веселые рифмовки (звуки С, З,Ц)

·       Веселые рифмовки (звуки Ш, Ж, Ч, Щ)

·       Звукотаблица Звук Рь

·       Звукотаблица Звуки С, З, Ц

·       Игры и упражнения Звук Р

·       Изолированный Звук Р. Дорожка

·       Картотека заданий для автоматизации звука Р

·       Картотека заданий для автоматизации звуков в картинках

·       Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц

·       Картотека картинок для автоматизации звуков С, З, Ц

·       Карточки по автоматизации звуков

·       Логопедка Звуки Л и Ль

·       Логопедка Звуки Р и Рь

·       Различаем звуки Р и Л

·       Судоку Звук Ш в конце слова

·       Судоку Звук Ш в начале слова

·       Судоку Звук Ш в середине слова

 

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

·       Буква М

·       Дифференциация З-Ж

·       Дифференциация И-Ы в предложениях

·       Дифференциация О-У Пчелка

·       Какие буквы спрятались

·       Картотека игр на развитие фонематического слуха

·       Обучение грамоте Звук и буква К

·       Обучение грамоте Звук и буква О

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ

·       Автоматизация Р в словах Рычим с тигренком

·       Артикуляционная гимнастика для звука Р Мышь идет за грибами

·       Обучение грамоте Звук и буква М

·       Обучение грамоте Звук и буква У

 

ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА

·       Весенние стихи Мнемотаблицы

·       День Победы

·       Дом и его части (презентация)

·       Домашние задания по лексическим темам

·       Домашние птицы (презентация)

·       Картотека дидактических игр на активизацию словаря

·       Картотека игр на развитие лексико-грамматического строя речи

·       Картотека игр по речевому развитию

·       Картотека домашних заданий по лексическим темам

·       Мебель (презентация)

·       Опорные картинки для пересказа текста

·       Посуда (презентация)

·       Профессии (презентация)

·       Путешествие в космос (презентация)

·       Учимся пересказывать

·       Учимся рассказывать о временах года

·       Транспорт (презентация)

 

МОТОРИКА

·       Артикуляционная гимнастика

·       Графические диктанты Животные жарких стран

·       Графические диктанты Птицы

·       Картотека пальчиковых игр

·       Картотека логоритмических игр и упражнений

·       Комплекс игр по сенсомоторному развитию

·       Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением

·       Комплекс нейропсхологических коррекционных игр и упражнений

·       Комплекс упражнений для звуков Ш-Ж

·       Комплекс упражнений для растягивания уздечки

·       Лабиринты для детей

·       Мозжечковая стимуляция

·       Нейрокоррекция – упражнения

·       Пальчиковые игры для детей с ОВЗ

·       Придумай и дорисуй

·       Проходим лабиринты

·       Упражнения для пальчиков Гномы

·       Упражнения для развития у детей речевого дыхания

·       Упражнения для растяжки короткой уздечки

 

РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ

·       Альбом на переключение Слоговая структура слова I типа

·       Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми

·       Картотека работы с алаликами Повторение речи

·       Картотека работы с алаликами Понимание речи

·       Картотека игр для детей с РАС

·       Комплекс занятий с неговорящими детьми

·       Неговорящий ребенок Инструкция к применению

·       Особенности детей с сенсорной алалией

·       Рекомендации по работе с детьми с РАС

·       Читать раньше, чем говорить

·       Таблица лепетных слов

·       Учимся говорить фразами

·       Фразовый конструктор

 

ЛОГОРИТМИКА

В коррекционно - развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда логоритмика является важной составляющей и эффективным методом коррекционного воздействия на речь ребенка.

Логоритмика -  система музыкально - двигательных, рече - двигательных и музыкально речевых игр и упражнений.     

Известно, что ребенок развивается в движении. Развитие движений в сочетании со словом и  музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и  коррекционный процесс.

Понятие логопедической   ритмики   основано   на   сочетании   слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием  одного из них или связи между ними.

           Занятие логопедической ритмикой обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.

Особенностью программы, в свете ее коррекционных задач, является интеграция двигательной и познавательной деятельности на  основе глубинных связей средств выразительности музыки, движения, речи.

 

Видеоматериал занятия по логоритмике

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения